Табель учета рабочего времени

На зарплату работника на любом из предприятий главным образом влияют его отработанные часы. Данные о времени фиксируются в табеле учета рабочего времени. Его ведение возможно как в рукописном  виде, так и в электронном. Заполняются они по–разному, поскольку имеют некоторые нюансы. Вести такой журнал входит в обязанности бухгалтера.

Табель учета рабочего времени — что это?

Табель учета рабочего времени – это специальный бланк, который ведёт бухгалтер, отображающий присутствие и отсутствие работника на рабочем месте, а также отпуски, отгулы, сверхурочные работы и прочее. Данные этого табеля являются основными показателями для начисления зарплаты.

tabel_uchota

Оплата труда работника, которая зависит от повременного тарифа, в основном, начисляется руководящему персоналу, работникам, которые отвечают за дополнительное производство.

Исходя из законодательства, было введено 2 варианта формата для заполнения табелей:

  • В бумажном виде применяется форма Т-12;
  • В электронном виде используется форма Т-13.

В качестве отметок в табеле используют различные условные знаки, которые закреплены соответствующим постановлением. Иногда, когда надо использовать особые обозначения, начальник после соответствующего приказа вводит новые условные знаки.

Для чего необходим табель рабочего времени?

Поскольку этот табель является немаловажным документом для любой из организаций, то и его ведение должно быть идеальным.

Из-за не правильного ведения могут быть неприятности у руководителя, которые приводят к ответственности, в основном, — административной, поскольку этот документ подлежит проверке проверяющими организациями.

pravila_vedeniya_tabela

Табель рабочего времени необходим для того, чтобы правильно контролировалось последнее: соблюдение режима дня работниками предприятий. Также от правильности внесенных записей и отметок в журнале зависит заработная плата работников.

Применяется последний для таких целей:

  • Контроля рабочего времени;
  • Соблюдения режима дня;
  • Записи в журнале влияют на зарплату.

Работники, которые интересуются своим времяпрепровождением на рабочем месте, и сколько им в действительности полагается получать денег, — всегда могут обратиться в бухгалтерию для уточнения этих данных.

Время и зарплата тесно связаны между собой. Поэтому не только работодатель заинтересован в его ведении, но и сами сотрудники. Особенно это касается тех работников, которые работают по ненормированному рабочему графику.

Унифицированные формы Т-12 и Т-13 — что это? Различия?

Как было сказано ранее, — каждый вид заполнения имеет свою форму:

  1. Для бумажного вида используется Т-12. Но она также применяется, когда рассчитывают оплату труда. Применяют такую форму на малых производствах, где бухгалтер занимается ведением кадровой части. Если же нужна информация только про отработанные часы или количество неявок, тогда используют первую часть формы Т-12;
  2. Для электронного вида используют Т-13. Такую форму заполнения используют те предприятия, которые имеют систему контроля, например, — турникет. В этой форме разрешается вести только записи о часах . Для её заполнения используется специальная программа, позволяющая вести автоматическое заполнение.

Отличаются эти формы между собой только:

  • Внешним видом;
  • Правилами заполнения.

В основном, конечно же, используется форма Т-12, и она может быть применена на любом предприятии.

Второй вариант более простой в заполнении, поскольку содержит только сведения об учете времени.

Исходя из законодательства, каждый работодатель должен вести форму учета времени, и не имеет значения, какая организационно – правовая форма предприятия.

Правила заполнения табеля учета рабочего времени

Во избежание проблем с табелем учета рабочего времени следует внимательно и правильно вести записи. Ответственным по его ведению является сотрудник бухгалтерии, которого по соответствующему приказу назначает работодатель.

osobennosti_tabelya

Правила заполнения:

  • На титульном листе указывается полное название предприятия, компании или фирмы. Указывается, когда завели документ и окончательную дату его закрытия;
  • Таблица учета времени и все сведения о сотрудниках содержатся на второй странице;
  • Таблица имеет столбцы, количество которых ровняется дням в месяце. Также в ней прописывается порядковый номер и все сведения о работнике – ФИО, номер дела;
  • Часы, которые были отработаны, или общее количество дней отмечаются в ячейках. Также вносятся записи о нерабочих днях;
  • Если случаются другие различные обстоятельства, тогда их отмечают специальными кодами. Все пометки и записи выполняются только если сотрудник присутствует или отсутствует на рабочем месте.

Человек, отвечающий за табель, контролирует лично все записи.

Характерные особенности:

  • Форма Т- 12 имеет два раздела, в которых ведутся сведения об учете рабочего времени и расчете с персоналом, сведения о выплатах и штрафах;
  • Сопровождается табель наличием подписей от руководителя и ответственного за табель;
  • Табели могут заполняться в письменном виде и электроном.

Условные обозначения в табеле учета рабочего времени

Затраты времениКодЦифра
Дневное времяЯ01
Ночное времяН02
Праздничные дни и выходныеРП03
Дополнительная работаС04
Работа на вахтеВМ05
КомандировкаК06
Курсы повышения квалификацииПК07
Повышение квалификации с отрывом от работыПМ08
Положенный отпускОТ09
Отпуск дополнительныйОД10
Отрыв от работы для обученияУ11
Сокращенный рабочий день для обучающихсяУВ12
Отпуск в связи с обучением без зарплатыУД13
Отпуск декретныйР14
Отпуск по уходу за ребенкомОЖ15
Отпуск по уходу за ребенком до 3-х летДО16
Отпуск без зарплатыОЗ17
Отпуск без зарплаты, если это предусмотрено закономДБ18
Неоплаченный ежегодный отпускБ19
С выплатой пособия по нетрудоспособностиТ20
Невыплата пособия по нетрудоспособностиЛЧ21
Сокращенное рабочее времяПВ22
Прогул, если сотрудник уволился или перешел на другую работуГ23
Прогул от государственных обязанностейПР24
ПрогулыНС25
Неполное рабочее времяВ26
Выходные дниОВ27
Выходные дни, которые оплачиваютсяНВ28
ЗабастовкиЗБ29
Беспричинная неявка на работуНН30
Простой из-за вины директораРП31
Простой, который не зависит ни от когоНП32
Простой по вине сотрудникаВП33
Недопущение к работе с сохранением оплатыНО34
Недопущение к работе без сохранения оплатыНБ35
Остановка работы, если не выплачена зарплатаНЗ36
Знаки для обозначения дней, когда работник ещё не работает или освобожденХ37

Бланк простоя — что это?

Если случаются непредвиденные ситуации, тогда возможен вариант дополнительных обозначений, которые устанавливает руководитель.

Простой может случиться по множеству причин. Он может зависеть от работника, начальства или же быть неподвластным никому.

Дабы были произведены правильные выплаты работнику, следует правильно оформлять простой.

Правила относительно оформления простоя:

  • Выплаты не делаются, если в простое виноват работник;
  • Простой зачастую оплачивается в размере 2/3 от средней заработной платы, если процесс был сорван из-за работодателя;
  • Простой не зависит ни от кого, и, в этом случае, выплаты также осуществляется работнику.

prostoy_nf_predpriyatii

На сегодняшний день нет определённого документа или формы, где бы вносились причины простоя. Поэтому в приказ оформляется в свободной форме.

Также указываются все моменты, с которыми связан простой, и после этого делают выводы. В зависимости от причин простоя будет произведена оплата, или же наоборот случится урезание заработной платы работника.

Простой в любой из компаний может занимать разное количество времени. Это может занять от нескольких часов до месяца, а то и больше. В связи с этим, чтобы зарплата сохранялась и была выплачена, надо верно записывать время простоя.

Как заполняется бланк простоя?

Поскольку специального оформления простоя не существует, то акт заполняется в свободной форме, к примеру:

Открытое акционерное общество « КОЛОСОК»

Приказ № 7

19.09.2013

г. Пермь

О простое

В связи с тем, что работа цехом № 2 не была выполнена из-за сломанного токарного станка

Приказываю:

1.С 19 сентября 2013 года объявить простой для работника: Урсула Петра Павловича (токарь)

Указанному лицу следует пребывать на рабочем месте, пока не будут выяснены все обстоятельства.

Акт с данным содержанием подписывает бухгалтер и работодатель.

Особенности заполнения табеля рабочего времени в отдельных случаях

Существуют разные случаи на производстве, и, исходя из них, заполняется табель.

Каждый отдельный случай имеет свои отметки, которые внимательно вносятся в документ:

  1. Командировка ещё продолжается, а работник приступил к работе, и отработал весь день или некоторые часы.  В табель вносятся коды, которые обозначают нахождение работника на рабочем месте и командировку. Это код «К» и «Я». Проставляются часы, которые отработал работник, например «5». Вместе с этим, ему надо будет произвести оплату за день командировки, отработанные часы или же полный рабочий день, а также суточные, которые полагаются за этот день; soveny
  2. Дополнительная работа. В табеле заводится ещё одна строка, в которой указывается код «С», а в основной «Я». Чтобы не было путаницы между нормативной и сверхурочной работой, их разделяют отработанным временем «7» и «3» часа;
  3. В выходной день, сотрудник должен отправиться в командировку. Если случается такая ситуация, что начальство отправляет работника в выходной день в командировку, тогда соответственно с законодательством ему будет начисляться заработная плата в двойном размере от среднего заработка. В табель вносят коды «К» и «РВ»;
  4. Если сотрудник уходит на больничный, но при этом продолжает работать, тогда его труд должен быть оплачен. Но следует отметить, что работодатель может не оплатить больничный, поскольку утраченного времени по болезни не было. Соответственно в дни болезни в табеле проставляют «Т», обозначающее нетрудоспособность работника, а если человек выходит на работу тогда проставляется код «Я»;
  5. Работник проявляет желание работать во время отпуска, который связан с уходом за ребенком. Эта ситуация полностью может напоминать работу во время командировки. Исходя из этого, в табеле также проставляются коды, обозначающие работу в дневное время — «Я» и «ОЖ».  Оплачиваются работнику зарплата только за фактически отработанные часы;
  6. День донора. Предприятие обязано освободить работника в этот день, и при этом сохранить его дневной заработок. После такой процедуры сотруднику предоставляется выходной день, который он может использовать по своему усмотрению: сразу, или прибавить к ежегодному отпуску. В табеле ставят отметку «Г», обозначающую день сдачи крови, и «ОВ» — выходной дополнительный день;
  7. Увольнение работника. Сотрудник уволился в середине месяца, тогда в табеле, в ячейках до конца месяца, человеку ставятся прочерки. Никакие дополнительные коды не проставляются.

Кто ведет табель рабочего времени?

По правилам, на организациях должен быть сотрудник с должностью табельщика, который отвечает за ведение этого документа.

Но, чтобы не тратиться дополнительно, руководство обязало вести табели рабочего времени бухгалтеров, сотрудников отдела кадров.

При этом эта обязанность в обязательном порядке указывается в трудовом договоре. И за это ответственное лицо должно получать дополнительную заработную плату.

Кто подписывает табель рабочего времени?

Данный документ должен подписывать сотрудник, которого назначили ответственным за его ведение. В основном это работник бухгалтерского отдела или же обычный кадровик.

Бывают случаи, когда компания небольшая, и штат компании ограничен, поэтому подписывать табель, обычно, входит в обязанности бухгалтера.

Итак, каждое предприятие обязано вести табель учета рабочего времени.

Это надо для того, чтобы:

  • Заработная плата верно начислялась;
  • Не возникало различной путаницы в посещении работы, и отсутствии на работе.

Для удобства заполнения созданы специальные коды, которыми отмечают различные рабочие ситуации – явки, неявки, отпуска, прогулы, командировки и т. д.

В случаях существования дополнительных рабочих моментов вводят специальные обозначения — буквенные или цифровые знаки.

Если предприятием не предусмотрена должность табельщика, тогда ведением табеля зачастую занимается бухгалтер или кадровик. Также в их обязанности входит подписывать табель.

Выводы

  1. Различным ситуациям, случившимся во время рабочего процесса, соответствует различное заполнение табеля.
  2. Табель рабочего времени следует заполнять внимательно и правильно, чтобы работник не потерял свои рабочие часы, от количества которых зависит размер зарплаты.
  3. Если случаются простои, тогда происходит проверка, по чьей вине это случилось, оформляется акт в свободной форме. Также обязательно вносятся отметки в табель о часах простоя, чтобы сохранить ведомости, и правильно выполнить начисления по заработной плате.
  4. В случае отсутствия подобного документа работодатель может быть привлечён к ответственности, зачастую, — административной.
  5. Проверяющие органы в любой момент могут проверить наличие табеля в компании.
  6. Заполняется табель в соответствии с установленными нормативами законодательства. В некоторых случаях возможны добавления условных знаков со стороны руководителя.

Мария Агеева

Я являюсь практикующим юристом. В моей практике было много различных спорных юридических ситуаций. На страницах этого сайта я готова поделиться с вами своим опытом в решении различных юридических вопросов.

мои статьи прочитали уже больше 20 тысяч человек

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Политика конфиденциальности.
Обязательные поля отмечены*