Показатели рентабельности служат для детального анализа и обобщения результатов эффективности работы предприятия в целом и отдельных его направлений, подразделений.
Получение прибыли является основным смыслом существования любой финансово-хозяйственной деятельности. Для объективного понимания её величины и оценки финансового состояния в экономике используют показатель рентабельности.
Содержание
Как рассчитать рентабельность основной деятельности по отчётности?

Не должны учитываться прочие доходы и расходы, не имеющие отношения к основной деятельности, например, доход от продажи основных средств, от вложенных инвестиций или от финансовых операций.
Примеры расчета рентабельности основной деятельности
Пример 1.
ООО «Факел» в первом полугодии 2015 года реализовало продукцию на сумму 5,0 млн.рублей. Себестоимость реализованной продукции составила 3,2 млн.рублей. Коммерческие расходы — 0,4 млн.рублей, управленческие — 0,4 млн.рублей. Прибыль от продаж равна 1 млн.рублей.
Рассчитаем рентабельность основной деятельности:
R= 1/(3,2+0,4+0,4)Х100%= 25%.
Это достаточный уровень рентабельности, позволяющий обществу с ограниченной ответственностью рассчитаться по налогу на прибыль, выплатить дивиденды участникам общества и накапливать средства для обновления основных фондов. На один затраченный рубль получено 25 копеек прибыли.
Сложнее задача планирования и учета, когда у предприятия несколько основных видов хозяйственной деятельности. В этом случае экономической и бухгалтерской службами должен быть организован аналитический учёт по отдельным видам.
Пример 2.
ЧП «Энергия» занимается производством пищевых продуктов (переработка гречихи, изготовление вермишели и макарон) и розничной торговлей в сети магазинов.
На предприятии организован аналитический учёт по подразделениям. Отдельно считается выручка по видам деятельности и все затраты.
В первом полугодии выручка от производства составила 4,5 млн.рублей, а затраты — 4,2 млн.рублей, в том числе:
- Заработная плата сотрудников с социальными отчислениями — 0,8 млн.рублей;
- Сырьё и материалы — 2,6 млн.рублей;
- Электроэнергия — 0,2 млн.рублей;
- Расходы на сбыт — 0,1 млн.рублей;
- Транспортно-заготовительные расходы — 0,3 млн.рублей;
- Распределенные управленческие расходы — 0.2 млн.рублей.
Прибыль от этого вида деятельности составила 0,3 млн.рублей (4,5-4,2= 0,3).
Рентабельность 0,3/4,2Х100%= 7,14%.
Это невысокий показатель рентабельности. Анализируя глубже показатели учёта подразделения за первое полугодие 2015 и второе полугодие 2014 года, экономическая служба выяснила, что причиной низкой рентабельности стало повышение стоимости сырья и материалов, электроэнергии, транспортных расходов.
При этом выручка от реализации продукции выросла незначительно.
Администрация и учредители предприятия совместно с работниками разработали конкретный план улучшения ситуации:
- Найти поставщиков более дешёвого сырья и материалов;
- Расширить ассортимент продукции и достичь роста выручки от реализации в ближайший календарный месяц.
Пример 3.
Торговая сеть ЧП «Энергия» за шесть месяцев текущего года реализовала товаров на общую сумму 20 млн.рублей.
Затраты составили 18 млн.рублей, в том числе:
- Себестоимость реализованных товаров 16 млн.рублей;
- Транспортно-заготовительные расходы 1 млн.рублей;
- Зарплата с социальными отчислениями сотрудников — 0,6 млн.рублей;
- Электроэнергия, хозяйственные расходы — 0,2 млн.рублей;
- Распределённые управленческие расходы — 0,2 млн.рублей.
Прибыль получена в размере 2 млн.рублей (20-18=2).
Рентабельность от торговой деятельности 2/18х100% =11,1 % или 11 копеек на затраченный рубль.
Детальный анализ выявил причины такого невысокого результата. В связи с падением покупательского спроса упала выручка в двух отдалённых магазинах, а транспортно-заготовительные расходы значительно выросли.
Это существенно отразилось на общем показателе рентабельности.
Было решено временно прекратить деятельность двух убыточных магазинов и передать их в оперативную аренду местным предпринимателям.
Таким образом, с помощью расчёта и добросовестного анализа показателя рентабельности основной деятельности удалось своевременно внести коррективы в хозяйственную деятельность и оздоровить финансовое состояние предприятия в целом.
Алгоритм расчёта и анализа рентабельности основной деятельности
Рассмотрим по пунктам:
- Экономическая служба и бухгалтерия предприятия совместно организуют аналитический учёт для получения всех необходимых данных для расчёта;
- За каждый календарный период бухгалтерия своевременно выдает исходные данные для расчётов (выручка от реализации, постатейные затраты по всем основным видам деятельности);
- Экономическая служба проводит расчёт и детальный анализ причин изменения показателя рентабельности относительно фактических результатов предыдущих периодов и планов;
- Администрация совместно с ключевыми специалистами подразделений предприятия намечает конкретные шаги по улучшению экономической ситуации;
- Учредители получают результаты деятельности и вносят соответствующие коррективы.
Выводы
Расчёт показателя рентабельности основной деятельности достаточно прост.
Поэтому для всех служб предприятия, администрации, учредителей важно, чтобы исходные данные для расчёта были верными, и проделанный детальный анализ всех влияющих на рентабельность статей доходов и расходов, позволил неуклонно наращивать прибыль и улучшать благосостояние учредителей предприятия, а также его работников.