Какие документы подтверждают право собственности на квартиру?

Право собственности на любую недвижимость подтверждается разными видами бумаг, объединённых под общим названием — правоустанавливающие. Основным документом, доказывающим право на владение и распоряжением объектом недвижимости, является «Свидетельство о госрегистрации права». Его можно получить при обращении в госорган, осуществляющий регистрацию, при наличии документов, подтверждающих это право.

Документы, подтверждающие право собственности на квартиру

1-pravo-sobstvennostiБумаги на квартиру бывают таких разновидностей:

  • правоустанавливающие или первичные, отображающие основания возникновения права собственности (сформировать исключительный перечень невозможно);
  • правоподтверждающие вторичные: свидетельство о госрегистрации прав на квартиру в ЕГРН – едином всероссийском реестре недвижимости;
  • дающие представление о параметрах квартиры – её площади, высоте стен, расположении комнат, окон, санузла: кадастровый либо технический паспорт.

К числу правоустанавливающих документов относят:

  • договора, опосредствующие переход права собственности на квартиру – дарение, мена, купля-продажа, рента, пожизненное содержание с иждивением;
  • свидетельство о праве на наследование квартиры, которое выдаётся по истечении полугода после смерти предыдущего владельца;
  • договор о долевом участии в возведении многоквартирного дома или справка об оплате пая в строительном кооперативе;
  • договор о приватизации – безвозмездной передаче квартиры или её части в собственность гражданину;
  • вердикт суда о признании права собственности на жилье за истцом с пометкой о вступлении в силу.

Сделки с квартирами вступают в силу только после госрегистрации (ст. 164 Гражданского кодекса).
Правило актуально, даже когда стороны удостоверили соглашение нотариально. Продавец, получивший полную стоимость квартиры, считается её собственником вплоть до момента, пока в ЕГРН не будут внесены сведения о заключенной сделке и новом собственнике.

Этот период очень рискован для покупателя по следующим причинам:

  1. Недобросовестный продавец может повторно продать квартиру и зарегистрировать право собственности на другого человека.
  2. Резонно считая проданную квартиру собственностью продавца, суд или приставы ФССП могут наложить на неё взыскание по требованиям кредиторов.

Важно: уклонение одной из сторон сделки с квартирой от её регистрации в ЕГРН признается основанием для обращения в суд. В случае удовлетворения иска зарегистрировать право собственности можно будет на основании решения суда, без участия недобросовестной стороны. Наши юристы готовы проконсультировать вас онлайн по вопросам процедуры.

Единственно возможный тип современного правоподтверждающего документа на квартиру – свидетельство о госрегистрации ЕГРН.
2-pravo-na-kvartiry Важно знать:

  • прежде чем выдать свидетельство, сотрудник Росреестра самым тщательным образом проверяет наличие и содержание правоустанавливающих документов;
  • поставить свидетельство под сомнение, изменить или удалить запись о праве собственности на квартиру в ЕГРН можно только в судебном порядке;
  • если свидетельство утеряно, в Росреестре можно получить новое, – приоритет признается за электронным реестром, бумажное свидетельство лишь справка о совершённом регистратором действии.

До начала действия 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (лето 2008 года) госрегистрация обеспечивалась унитарными предприятиями технической инвентаризации.

Если последние значимые действия с квартирой, такие как приватизация, наследование, продажа, обмен были совершены до этого времени, у собственника на руках могут быть бумаги старого образца. Они легитимны, признаются надлежащим подтверждением права собственности и не требуют переоформления.

Важно: техническая возможность зарегистрировать переход прав в ЕГРН существует, если в реестр уже внесены сведения о первичном праве. Если собственник невнесенной в реестр недвижимости решит ее продать, обменять или подарить, госрегистрация перехода прав будет двухэтапной:

  1. Фиксация первичного права.
  2. Изменение сведений о собственнике.

Получение свидетельства о государственной регистрации

Чтобы зарегистрировать права собственности и получить подтверждающий документ, следует обращаться:

  • непосредственно к территориальному органу Росреестра;
  • к многофункциональному центру оказания административных услуг (МФЦ).

Регистрационная процедура описана ст. 13 122-ФЗ. Она универсальна, не зависит от органа регистрации.
4-poluchenie-svidetelstvaМФЦ действует как посредник, все значимые действия в любом случае проводит Росреестр. Сроки получения бумаг:

  1. Обычная длительность процедуры – 10 рабочих дней после предоставления полного пакета документов.
  2. Срок регистрации права, проистекающего из заверенного нотариусом соглашения, составляет 3 рабочих дня.
  3. В случае возникновения у регистратора обоснованных сомнений в подлинности представленных бумаг, правдивости указанных при регистрации сведений, он вправе приостановить работу по делу на месяц и потребовать дополнительные доказательства.

За оформление права и получение свидетельства уплачивается госпошлина в размере 2 тыс. руб.
 Важно: при регистрации ранее возникшего права в связи с отчуждением недвижимости, пошлина не взыскивается. Если же регистрация права собственности, возникшего до 2008 года, проходит по желанию правообладателя без явной необходимости, пошлина уплачивается.

По вопросам уплаты госпошлины за госрегистрацию вы можете проконсультироваться с нашими юристами онлайн.

Какая информация указана в свидетельстве?

Документ содержит сведения:

  • о дате и органе выдачи;
  • о реквизитах правоустанавливающего документа;
  • о правообладателе: ФИО, дата и место рождении, СНИЛС;
  • о видах права (например – общая долевая собственность, доля ¼);
  • о характеристиках квартиры: адрес, этаж, площадь, делается ссылка на целевое назначение – жилой фонд;
  • об обременениях (ипотека, запрет отчуждения, арест) или их отсутствии.

Кроме того, свидетельство содержит:

  • номер и дату внесения записи о госрегистрации собственности;
  • подпись регистратора с расшифровкой;
  • номер лицензии нотариуса, номер договора согласно нотариальному реестру (для документов, выданных/заверенных нотариусом);
  • гербовую печать управления Росреестра.

Документы, необходимые для государственной регистрации

Перечень зависит от вида правоустанавливающего документа и многих других обстоятельств. Примерный пакет на случай когда основание проведения регистрационных действий – сделка:3-gosregistracija

  1. Заявление о госрегистрации.
  2. Паспорта участников соглашения.
  3. Доверенности представителей.
  4. Квитанция об уплате госпошлины 2 тыс. руб.
  5. Оригинал правоустанавливающего документа продавца.
  6. Договор в трёх экземплярах.
  7. Кадастровый или техпаспорт.
  8. Нотариально заверенное согласие супруга отчуждателя.
  9. Согласие опекунского совета, если отчуждатель ребёнок, умственно отсталый или психически нездоровый гражданин.

Перечень документов может существенно отличаться для каждого конкретного случая регистрации.
Вы можете уточнить эти сведения у наших юристов.

Советы:

  • каков бы ни был правоустанавливающий документ – следует в кратчайший срок обеспечить госрегистрацию прав в ЕГРН через Росреестр или МФЦ;
  • оформление сделки с квартирой у нотариуса не влечёт перехода прав на неё. Такой договор подлежит регистрации так же, как и незаверенный;
  • если продавец/даритель квартиры умер, не желает прийти в госучреждение для проведения регистрации, следует подать иск и провести процедуру на основании решения суда без участия других лиц.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что любая сделка с недвижимостью при отсутствии на неё документов будет признана недействительной. Для законности сделки и правильного оформления документации на приобретаемую собственность, обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Политика конфиденциальности.
Обязательные поля отмечены*